О себе.
- Шелопаева Наталия Сергеевна - учитель изобразительного искусства в ГОУ Начальная общеобразовательная школа " Школа здоровья" № 1702 г. Зеленограда
- Образование -высшее.
- Педагогический стаж - 18 лет
- Квалификационная категория - высшая
Педагогическая деятельность
"Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка” В.А.Сухомлинский
Урок изобразительного искусства –
это особый урок. И требования к нему особые – он должен строится по законам
искусства. А искусство предполагает, прежде всего, духовное общение,
сотрудничество учителя и ученика. Урок искусства немыслим без создания особой
эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью зрительных
образов, музыки, игровых ситуаций, диалогов педагога с детьми.
Различные формы организации занятий по изобразительному искусству создают
широкий выбор возможностей проявления творческой инициативы. Это и урок-игра, и
урок-сказка, и урок-путешествие, и урок-фантазия, и урок-конкурс.
В нашей школе преподавание уроков изобразительного искусства ведется по
программе Неменского Б.М « Изобразительное искусство и художественный
труд для 1-4 классов». Программа обладает широкими возможностями для
применения интерактивных методов обучения детей и различных видов
изобразительной деятельности и форм работы.
Задачи программы
- Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
- Формирование художественно-образного мышления и
эмоционально -
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни. - Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
- Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
- Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы включают: объединение в конце урока работ учеников, работу в группах, работу в парах. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, решать общие задачи, понимать друг друга. Общий положительный результат создает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах, повышает самооценку детей.
Созданию эмоциональной атмосферы урока способствует сказочно-игровая форма преподнесения учебного материала, которая помогает развитию воображения и фантазии ребенка. Ученикам как бы исподволь, в увлекательной форме даются нужные знания.
Главная цель каждого педагога – это
психологическое здоровье детей. Занятия художественной деятельностью оказывает
на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая
нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками.
Арт-терапевтические игры, применяемые на уроках изобразительного искусства, не
только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу,
полет фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит
осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира.
На своих уроках я активно использую информационные компьютерные
технологии, которые значительно облегчают сбор учебного и методического
материала для подготовки к урокам и, безусловно, расширяют возможности
зрительного ряда, улучшая его качество.
В процессе работы у детей появляется желание
творчества, потребность, как можно ярче передать в линиях и цвете многое из
того, что их окружает. Учитель им только помогает восстанавливать в памяти
увиденное, тренирует и развивает у детей пространственное и цветовое мышление.
Задача учителя - научить ребенка понимать красоту в простом и воспроизводить ее
через рисунок, творить, поддерживать порыв к созданию чего-то нового.
Внеурочная деятельность
Рисуя
ветку, надо слышать, как свистит ветер. (Тин Нун)
Наверное, самым доступным средством выразить свои чувства
и реализовать огромную потребность в творчестве для ребенка всегда были и
будут лист бумаги и краски с карандашами. Дети рисуют с самого раннего
возраста, и рисунки их очень разные - радостные и грустные, добрые и не очень.
Но в каждом детском художественном произведении есть то, что с
возрастом уходит, давая место более обдуманному и расчетливому. Детская
простота и непосредственность, как нельзя лучше, находит свое выражение в
рисунках, так радующих наш глаз, и еще больше радующих самих маленьких
художников.
В нашей школе уже несколько лет существует кружок «Акварельки». Здесь ребята готовятся к школьным выставкам, к окружным и городским конкурсам
по изобразительному искусству.
На занятиях кружка по изобразительному искусству я использую следующие
направления:
- Изучение особенностей строения, характерной формы окружающих объектов действительности: растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
- Изучаем пространственные свойства предметов и связанных с ними законов линейной перспективы.
- Изучаем простейшие законы цветоведения и их использование как выразительные художественно-эстетические средства.
- Изучаем элементарные закономерности светотени и выражение их в произведениях графики и живописи.
- Изучаем законы композиции в творчестве мастеров изобразительного искусства.
- Учимся правильно пользоваться техникой рисования простым карандашом, акварелью, гуашью, пастелью.
- При выполнении практических работ учимся использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Возможности внеклассной работы
открывают широкий простор для эстетического воспитания.
Занятия изобразительным искусством в
школьном кружке «Акварельки» являются продолжением классных занятий. Но
кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех детей,
которые серьезно интересуются изобразительным искусством. Занятия в изостудии
являются для них эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности
кружка отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает
разработку содержания занятий с учетом склонностей и интересов учащихся. В
кружке значительно шире применяются такие материалы, как гуашь,
гелевые ручки, сангина, пастель сухая и масляная, мелки.
В процессе обучения в изостудии
дети больше раскрывают себя через рисунок. Имеется возможность
выявить у учащихся уровень самостоятельных действий, раскрытие их способностей
в нахождении наиболее выразительных средств для передачи образа. Занимаясь в
изостудии, дети постепенно приобретают независимость в выборе разнообразных
художественных материалов для изображения какой-либо темы.
В нашей изостудии учащиеся работают
в условиях полной свободы, построенной на доверии друг к другу. Дети
передвигаются, обсуждают свои работы, советуются друг с другом, спорят, шутят.
Получается, что все работают усердно, а усталости нет ни у кого, все увлечены
делом.
Результатом данной работы является
участие в муниципальных, окружных и городских конкурсах, на которых работы
детей неоднократно отмечены грамотами и благодарственными письмами.